понедельник, 28 ноября 2016 г.

О том, как накормить всех, не затрачивая уйму времени

Здравствуйте, мои дорогие и любимые!

Сегодняшний пост я посвящаю... полуфабрикатам.

Продвинутых пользователей сразу прошу присоединиться с описанием процессов "А я делаю так...". Чесслово - мне очень нать, ведь и я тоже учусь.

Итак, мои хорошие.

У нас в семье пятеро мужчин (да-да, я не ошиблась, пятеро - мой муж, трое сыновей и мой папа), а также одна капризная ленивая тетка барышня - то бишь я. Прошу любить и жаловать :)

Учитывая, что работаю с понедельника по пятницу включительно и дорога на работу и домой нередко проходит в пробках (Слава Богу, не как в Москве!), то кулинарные изыски в виде только что приготовленного приходятся на выходные, причем, не всегда, а как моя душенька отдохнет от недельного марафона под названием "Успеть всё!". Или (и это немаловажно!!!), мой папочка, пожалев моих мужчин, приготовит что-то мясное-мясное-мясное. И я не обижаюсь, т.к. он делает это только в дни, когда вместо меня по дому передвигается загнанная лошадка.

Итак, для того, чтобы мои домочадцы или вдруг забредшие на огонек гости, были накормлены, за несколько лет были выработаны определенные правила приготовления ежедневных вкусных и разнообразных блюд.

Противоречий нет. Именно так и есть.

Примером будут недавние  выходные.


Мы с мужем в обед съездили и купили фарш. Потом у нас был разъездно-прогулочный оставшийся световой день.

В шесть часов вечера я решила, что вполне успею наготовить на неделю (или больше?).

В холодильнике лежало мясо, которое вынула из морозилки накануне. Почистила лук и две морковки.

Итак, в 18-10 что имеем:

Фарш 1550 гр. (вообще-то стараюсь работать с кг 2-2,5, а то и тремя).



Мясо (свинина в данном случае) 891 гр.



Беру весь фарш и выкладываю в блюдо.


А вот и лучок:


Морковь сфотографировать забыла. Их было две - большая и средняя. Этого мало, т,к. я не захотела делать поджарку впрок*, а то бы взяла моркови столько же, сколько и лука (по объему).


Мясо я всегда режу до закладки в морозилку и подписываю. 
Это должен был быть гуляш, но я решила порезать кусочки еще на 3-4 части.

Лук мелко шинкую (это как рука пойдет, порой совсем и не мелко), делю его на 4 части: 
1- к мясу, 
2 и 3 - в фарш, 
4- на поджарку (если понадобиться).

18-30. 
На мультиварке ставлю режим "Жарка" на 15 минут. В чашу налила немного подсолнечного масла (чуток совсем - только для поджарки лука) 
и через 2-е минуты высыпаю лук  с 2-мя дольками чеснока также мелко порубленного.

Подхожу к блюду с фаршем. Добавляю лук, соль, перчик (нам уже можно - деть подрос) и хорошенько перемешиваю.

Возвращаюсь к мультиварке, перемешиваю лучок с чесночком, присаливаю, закладываю мясо и накрываю крышкой. Помощница продолжает жарить.

18-40. 
В первую посудину я отложила 2/5 фарша с луком, добавила половину натертой на средней терке моркови.


В другие 2/5 добавляю оставшуюся морковь и хлеб (1/5 кирпичика без корки), размоченный в молоке.



18-45. Просигналила мультиварка, перемешала, закрыла крышку и оставила на подогреве.

Вернулась к чашам, перемешала обе массы.

Из морозилки взяла замороженный перчик.






Храним так: 

Нафаршировала фаршем с рисом. 


Разложила по двум пакетам, затем в контейнер пластиковый (разовый) и отправила в морозилку.

 19-00.
Пора выкладывать мясо из мультиварки. 


Переложила в стеклянную посудину и оставила остужаться.

19-10. 

Ставлю сковороду на плиту разогреваться.
И из второго фарша леплю котлеты.
Обжариваю с двух сторон и вот результат:



Также остужаю.

Пока жарились котлетки - налепила фрикадельки (добавив в остатки фарша небольшое яйцо).


И решила их тоже обжарить.


Также оставила остужаться.

19-25. Пока мои полуфабрикаты остывают, я привожу кухню в порядок, ставлю чайник.

19-40. Пора закладывать котлеты-фрикадельки и мясо в морозилку. 
Все разложила по пакетам (контейнерам). Почему не сразу в контейнеры? Напомню - я лентяйка... Пластик отмыть от жира сложно, а так достаешь, размораживаешь, вынимаешь пакет с продуктом, а контейнер только ополаскиваешь.

19-50. Мама Женя пьет чай на кухне в гордом одиночестве в тишине, т.к. все знают - мама очень занята.

20-00. Кухня чистая, я - довольная.

Если бы у меня на тот момент были бы суповые косточки, то с самого начала я поставила бы вариться бульон. Причем в большой кастрюле, закладывая много костей и мяска.

Как закипит - солью первый бульон и залью новой водой. Дождусь закипания и оставлю томиться на 2-3 часа с приоткрытой крышкой. Выключу и оставлю на ночь, а утречком выну мясо (каким оно будет вкусным и разваристым!) и косточки, процежу бульон (его будет не так много, но это же концентрат!). Возьму пластиковые контейнеры (продаются на 1-1,5 литра в оптовых магазинчиках одноразовой посуды). Вставлю в контейнер пакет (или двойной пакет), налью туда бульон, завяжу пакет и отправлю в морозилку. От количества заложенного мяса зависит количество супов на выходе. Чаще бывает так - половина в морозилку, половина - на свеженький супчик (вкусное мясо на кости :)). 

Если бы была курочка, то срезала бы грудку и кожу (на последней варим кашу собаке). Грудку - в морозилку, а из костей-ножек-крылышек - бульон концентрированный. 1/3 замораживаю (пойдет на соусы и минисупчики), оставшиеся 2/3 - заправляем любой желаемый суп.

Если фарша много (2-3 кг), то:
- леплю "ежиков", которых также обжариваю (чаще делю пополам и одну из частей замораживаю без обжарки);
- леплю другие котлеты - например, с овощной составляющей вместо хлеба;
- леплю пельмени;
- часть фарша просто замораживаю - а вдруг захочется макароны по-флотски или пирожки с мясом?

При том, что есть в морозилке, проще готовить в течение недели, не повторяясь. 

Если после работы почистить картофель, залить его на ночь холодной водой и поставить в прохладное место, а из морозилки вынуть котлеты, то утром достаточно поставить на плиту чайник и кастрюльку с картофелем, а в мультиварку забросить подготовленную поджарку и котлеты, залить, что под руку попалось (сливками, томатной пастой или просто бульончиком), то уже с утра будет готов обед. 

Ох, да, о поджарке забыла.

Я жарю лук и морковку, остужаю и замораживаю небольшими порциями. Или ставлю в банке в холодильник, закрыв полиэтиленовой крышкой. Или просто шинкую лук и морковь по-отдельности, раскладываю по пакетикам и: или замораживаю или оставляю в холодильнике. 

А какие хитрости с высвобождением времени есть у вас? 






19 комментариев:

  1. Читаю и понимаю, что балую своих безо всякой меры и не пора ли что-нибудь поменять в данном вопросе? Задумалась... Надо бы запротоколировать, сколько времени уходит чисто на приготовление. Ежедневное. Ежедневное, Карл!!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юля, рада тебя видеть!!!
      Раньше я готовила ежедневно... Была за очень здоровый образ жизни (когда салат делается только перед подачей к столу и через час уже не пригоден к употреблению...)...
      Мой муж привык к вкусной пище. И в настоящий момент эта пища вкусная (та, что в полуфабрикатах).
      Нееет, есть такие блюда, как настоящий плов, пирожки с картошкой и мн. др... Это готовлю прямо день-в-день. Но во всем остальном ... Надо беречь силы хозяйки дома :)
      ПС: Как же я рада тебя видеть!!!

      Удалить
  2. Я тоже всегда имею такой вот запас под рукой: и бульон замороженный (свиной, говяжий, куриный, рыбный), и котлеты-фрикадельки всякие. Ещё мне нравится мясо прямо в специях замораживать, оно потом размораживается и маринуется одновременно. Овощи, фрукты, ягоды в сезон морожу массово. Ещё очень хорошо сушить те же морковку, лук, зелень, фрукты и потом зимой использовать. Вот только сегодня варила суп из весеннего лука и горошка молодого - как новенькие. Уйму времени экономит! Вообще, мечтаю иметь настоящую большую морозилку. :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Света, а я мечтаю (желаю-желаю) электросушилку!
      Морозилка есть (но она уже мааааленькая).
      Спасибо за идею - морозить в специях!

      Удалить
    2. Сушила - это ВЕЩЬ. Вот честно. У меня самая простая, с 5 поддонами. Электроэнергии ест много, так что я её гоняю только в полную загрузку и по ночному тарифу. Но сушит идеально что угодно

      Удалить
    3. Света, марка какая? Я тут намеки собираю в кучу (для мужа) :)

      Удалить
    4. Tesco Food Dehydrator, очень простая. Работает пятый год и в хвост, и в гриву

      Удалить
  3. Я как правило готовлю раз в день. Иногда два, если находит. Так как мне нет необходимости выскакивать утром, и до вечера пропадать на работе, то просто начала спокойно относиться к готовке. На самом деле совсем не люблю готовить, а особенно каждый день, так, изредка, могу и горы свернуть, но как правило, готовка у меня была обязанностью, а сейчас она у меня как-то между делом. Мультиварка-скороварка очень спасает. Ну, и вообще, у меня всегда порционные полуфабрикаты, не такие, как у тебя, Женя, у тебя я бы сказала из серии "довести до готовности"))). А просто фарш на один день, нарезанные крылья, ножки и прочие части курицы, люблю, мясо нарезанным, но не всегда заставляю себя это сотворить))). В общем, достаю порцию, размораживаю с ночи до утра или с утра и до беда, а потом быстренько, минут за 30 готовлю))), между делом, глядя передачу интересную, почитывая на компьютере, делая уроки с детьми и играя с ними))).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, спасибо за отклик!
      Я люблю готовить, но заниматься этим постоянно совсем не хватает времени, а порой и нет желания, даже если я дома (со мной такое бывает). Когда-то готовила каждый день или через день, а потом решила время у плиты не тратить, поэтому мои полуфабрикаты вот такие - достал и довел до готовности. Времени часа на 2 и не каждую неделю :).

      Удалить
  4. Жень, класс! С удовольствием прочитала:) Мне в этом плане не хватает системы: то я составляю меню на неделю, и готовлю полуфабрикаты, то спохватываюсь за полчаса до ужина и пеку какой-нибудь омлет...
    Замораживаем мы с мамой я сезонно овощи, покупные и свои - кабачки, цветную капусту, перец, зелень, баклажаны, тыкву. Недавно фасоль сварила и наморозила пакетики, так варить долго, а из банки много получается, муж фасоль не любит...
    Периодически замораживаю готовые блюда, например, лазанью или бефстроганов - словом, то что в соусах, оно после разморозки вкус не меняет ничуть (на мой взгляд, по крайней мере :) Фарша тоже всегда готовлю больше, чем нужно и часть замораживаю, либо в котлетах, либо пластом, на макароны по-флотски, например. Бульоны всегда варю на 2-3 раза и морожу в пластиковых ведрах. Поджарку как-то тоже морозила, это экономит массу времени! Но что-то никак не соберусь, надо себя пнуть :)) А вообще очень хочется комбайн или электротерку.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надя, у тебя такой запас умений!
      Думаю, что твоя головушка варит постоянно, в ней рождаются всякие проекты и на "устаканивание" просто не хватает энергии :) Такая же была, проходили...
      Я и сейчас могу сказать мужу, что "у нас ничего нет" и жду его решения, что будем кушать :) Скажет - купим курицу гриль, значит, будет курица гриль, скажет - жарим картошку, значит - жарю картофель.
      У меня есть комбайн,... нет, два - Бош и Золушка. И тем и другим пользуюсь периодически. Помощники, что скажешь. Особенно, если на большие объемы замахнуться.
      Думаю, что обдумав тактику и соизмерив силы и потребности, у тебя скоро всё войдет в норму. Ксю-шилопоп поможет :)
      А закладки в морозилку (я тоже фрукты-овощи морожу) очень помогают в экстренных ситуациях, когда планы нарушаются самой жизнью.
      Фасоль не морозила... попробую как нибудь.
      Еще морожу всякие пироги-запеканки (если не с картофелем), особенно, испеченные с запасом.

      Удалить
    2. Меню на неделю - не получается.
      Лентяйка я, чесслово, и капризка - то хочу, то не хочу...

      Удалить
    3. Вот и у меня меню на получается) запеканки-пироги да, в заморозку отлично! Жень, вот в точку - на устаканивание не хватает энергии))) ты говоришь сама была такая, а когда и почему изменилась?

      Удалить
    4. Ой, до чего ж здорово, Жень, что ты написала этот пост - смотивировала меня наконец😄 Я сегодня переработала 3,5 кг мяса - фарш, бульон, щи и бефстроганов на сейчас и с заморозку. Из куриных костей сварила три бульона, филе нарезала кусочками, лук пожарила 1кг, часть ушла в заморозку, короче красота! И взяла на вооружение метод Инны - примитивное меню, по такому правда намного проще придумывать меню. Посмотрим, надолго ли меня хватит, главное привыкнуть и не лениться))

      Удалить
    5. Надя, здОрово-то как!
      Мне тоже помогли идеи моих комментаторов.
      Время покажет, иногда будешь отходить от заготовки в силу непредвиденных обстоятельств и желания приготовить из парного (только что купленного).
      Основа-то есть, так что от 1/12 до 1/6 твоего годового времени будет свободна от головоломания "что будем кушать?!"

      Удалить
  5. Я тоже фасоль варю много, а потом делю на части - на винегрет, тушу с овощами, на фасолевый суп.
    Я практикую примитивное меню на неделю. Понедельник-потроха - печень, пупочки, почки и что-нибудь к ним. Вторник - рыба жареная или тушеная, среда - пица, пельмени, запеканка, четверг- крылья, голень, окорочек или бедрышко куриное с чем-то, пятница - что-то из соленой рыбы+картофель в мундире, ну а в субботу и воскресенье что-то со свининой или говядиной. Вот по этому примитиву и составляю каждый раз конкретно. На неделе два раза варю простой супец на 2-3 дня, а в выходные - многодельный - борщ, рассольник, капустняк. рыбную или мясную солянку. Все это чередую, получается разнообразно и не очень повторяется.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Инна, разнообразное меню получается на каждый день недели всё продумано :) Мысли давно такие были, тем более, что одно другому не мешает (моя подготовка с Вашим опытом (или можно на ты?))

      Удалить
  6. Женя, спасибо за интересный пост!))) Я, как работающая мама, нашла для себя интересную информацию. Вообще-то и раньше делала запасы: дома, кроме холодильника, есть еще две отдельные морозилки. В одной храню зелень, фрукты, замороженные овощи, в другой - полуфабрикаты (собственноручно сделанные), мясо, замороженный бульон. Фасоль морозила - вкусовых и визуальных качеств после разморозки она не теряет. В этом году у родителей на даче аншлаг баклажанов, нарезала и заморозила и их. Недавно (с лета) стала морозить сыр. Покупаю сразу примерно 2 кг, разрезаю на куски поменьше, оборачиваю пищевой пленкой, ставлю маркировку и в морозилку. Морозила так сыр Ламбер и Костромской - вкусовых качеств не теряет. Скажите, а свои котлеты и фрикадельки, заранее обжаренные и замороженные, перед готовкой вы размораживаете, или сразу можно в мультиварку/кастрюльку и готовить? Я таким способом еще не делала, обычно полуфабрикаты морожу сырыми. Но мне ваш вариант нравится больше!)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, обжаренные котлеты, "ежики", перцы фаршированные, голубцы, обжаренное мясо я вынимаю накануне (за несколько часов, лучше - на ночь) и оставляю в прохладном месте (как вариант- холодильник), если нет времени, то размораживаю в микроволновке. И только после этого пускаю в окончательную обработку, а фрикадельки - сразу в суп или на сковороду - в них объема меньше :)

      Удалить